Благовещение: Ожидание Спасения…

Благовещение: Ожидание Спасения…

Предлагаю вам, дорогие братья и сестры, некоторые размышления о Событии Благовещения.
Три очерка, три важных и больших темы.
И подборка фотографий из моего недавнего паломничества в эти Святые места.

Вновь и вновь мысленно возвращаюсь в Назарет, сегодня  шумный арабский городок. Но это мне совсем не мешает видеть и чувствовать город другим. Таким, каким он был 2 тысячи лет назад, когда сюда слетел с Небес Ангел.
Давайте и мы прикоснемся к этой великой тайне и радости  Событию Боговоплощения.​История человечества есть история развития в мире греха. Однако темной линии противостоит иная, светлая, линия. Это линия лучших из людей, которые всею своею жизнью противостояли греху и злу, алкали и жаждали Правды Божией.​Но человек понимал, что своими силами победить грех и зло невозможно. Человеческая природа настолько обессилела за те тысячелетия, в течение которых человек пребывал в греховном помрачении, что собственными силами преодолеть детерминизм, влечение греха не может.​

Человек ждал Спасителя!

Спасителя ждали иудеи. Спасителя ждали язычники. Разочарованный в своих религиозных заблуждениях, измученный сомнениями и неверием, ум язычника времени, ближайшего к Пришествию Спасителя, лихорадочно и страстно искал единого, истинного, достопокланяемого Бога и, утомившись в этих поисках, как бы остановился в тяжелом раздумьи над страшным вопросом: где же истина, и есть ли она вообще? Совесть язычника, попранная изысканными беззакониями, властно предъявила ему свои права, вскрыла пред его пробужденным сознанием бездну, над которой он стоял, и заставила его застонать громким стоном под бременем греха и в безысходной тоске спрашивать себя: где же спасение, и возможно ли оно вообще?

По свидетельству римских историков Светония и Тацита, во времена, близкие Пришествию Христову, между римлянами и другими языческими народами ходила молва, что на Востоке скоро появится царь, который покорит мир. Римские поэты воспевали ожидаемое появление чудесного избавителя. Вергилий воспевал младенца, с приходом которого восстановится древний золотой век.

Самой большой напряженности эти мессианские ожидания достигли в Израиле. В написанном незадолго до Рождества Христова документе «Сивиллины книги» говорится, что скоро явится царь, который положит конец войнам на земле, язычники, которые восстанут против Иерусалима, погибнут. Кумраниты, иудейские отшельники, уже разработали подробный секретный план и карты своего наступления на врагов Божиих, чтоб, как только придет Мессия-Спаситель, встать под Его знамена.

И вот тогда Господь послал Ангела в город Назарет. Св. Григорий Богослов так изображает начало Благовещения: «Призвав для благовестия великой тайны Воплощения Сына Божьего Гавриила, одного из первых Ангелов, Бог изрек ему: “иди, Гавриил, и будь слугою страшного и сокровенного таинства, послужи чуду. Движимый любовью, Я спешу взыскать заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему человека, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Жилище Рая пусто, Дерево Жизни охраняется пламенным мечем, место сладости и блаженства закрыто. Хочу помиловать бедствующего и связать врага. Иди к Деве Марии… иди к святилищу, для Меня предуготованному”».
О явлении Ангела Марии мы знаем из Евангелия от Луки. Почему именно Лука сообщает нам об этом? Тому есть несколько причин.
Лука, как он сам сообщает, решил написать свое Евангелие «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк. 1, 3). Поэтому в своем сочинении он использовал известные в его время рассказы о Божией Матери, о родителях Иоанна Крестителя.

Существуют древние предания, что Лука (а он был учеником Ап. Павла) был лично знаком с Божией Матерью. В таком случае, он мог все это слышать и из Ее уст. 
И еще: Евангелист Лука был греком. Возможно, именно поэтому он уделяет больше, чем другие Евангелисты, внимания участию женщин в священных событиях. Иудаизм (как и ислам) являются религиями, в которых приветствуется преобладание мужчины над женщиной. До сего дня, например, каждый иудей в своей утренней молитве шахарит не забывает поблагодарить Бога за то, что Он не сотворил его «язычником, рабом или женщиной». Женщины благодарят Бога лишь за то, что Он сотворил их «по своей воле».

Лука сообщает нам о том, что именно женщины были первыми, кто помогал Ученикам в их служении материально, отдавая на это собственные средства. В этой группе были «Мария, называемая Магдалиною… и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему (Иисусу) имением своим» (8, 2-3). Именно Лука упоминает о группе женщин, следовавших за Христом, когда Он шел на Крест (23, 49), и о женщинах, которые «последовали… и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (23, 55). Лука рассказывает, как женщины принесли ко Гробу благовония и ароматы (23, 56) и быстрее мужчин признали Воскресение Христа (24, 1,10). У Луки, в его Книге Деяний, где сообщается о жизни первохристианской общины, сказано, что Апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Лишь Лука такое пристальное внимание уделяет месту и роли женщин в священных событиях Явления Христова, и именно поэтому, вероятней всего, он обратил свой взгляд на Мать Иисуса, Марию. Он собирал предания о Ней, возможно, сам с Нею встречался.

DSC00726.JPG

 ​

В IV веке, на месте встречи Марии с Ангелом, у городского колодца, был построен храм. Об этом великолепном храме, в котором находится колодец со студеной водой, сообщает русский паломник игумен Даниил, посетивший Назарет в 1113 году.
Однако вскоре храм этот был осквернен и опустошен. Дважды Назарет был захвачен турками. В 1187 году его взяли войска Саладдина. Через сорок лет по договору христианам возвратили город. Но в 1263 году его захватили и полностью разорили войска султана Бибара. Многие из жителей-христиан, отказавшиеся принять ислам, были убиты. В 1336 году турки обратили опустошенную церковь Благовещения с колодцем в живодерню и свалку падали. Вскоре храм был разрушен совершенно, и на его месте осталась лишь груда камней, поросшая мхом и травой. 
В конце XVIII века храм удалось восстановить. Колодец был очищен, и из него вновь потекла сладкая ледяная вода, из камней прежнего пышного собора был построен маленький православный храм св. Архангела Гавриила.
На фотографии: мы стоим у этого храма, под сводами которого находится городской назаретский колодец.

DSC00735.JPG

 
Процарапанные надписи на стенах, оставленные паломниками со всего мира.

к2.JPG

 
Надпись, которая перед вами, сделана русским паломником в 18-м веке.
Надо заметить, что оставлять такие надписи считалось делом благочестивым, а не неприличным, как сейчас.

к3.JPG

 
Вот он, храм Архангела Гавриила над Источником внутри. Сегодня это приход Александрийской Православной Церкви.

к4.JPG

 
Царские врата и свечи, зажженные благочестивыми паломниками, приехавшими поклониться месту Благовещения. 

к5.JPG

 
По ступенькам спускаемся к колодцу, расположенному в особой нише. Как вы знаете, город все время поднимается за счет так называемого «культурного слоя». Храм построен на высоте нынешнего культурного слоя, а культурный слой времен Богоматери ниже, там, где течет источник.

к6.JPG

 
Забранный декоративной решеткой источник, из которого пила Божия Матерь, Сам Спаситель.
По древнему преданию, именно здесь, у источника, Архангел и явился Богоматери.

к7.JPG

 
Струит свои воды назаретский источник. А для удобства паломников от этого источника
вода отведена по трубе наверх. Таким образом, можем напиться и набрать этой воды и мы. 

к8.JPG

 
Старинная храмовая икона Благовещения. 

к9.JPG

 
Палатки, сувениры… Несомненно, что подобные товары продавались на этой площади и во времена Богоматери.
Городская площадь с колодцем считалась ключевым местом любого древнего городка.

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.