Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софи́я

Верим, надеемся, любим

Сен­тябрь бо­гат ка­лен­дар­ны­ми со­бы­ти­я­ми, а по­след­ний день – 30 сен­тяб­ря по но­во­му сти­лю – до­стой­ное его за­вер­ше­ние! Он из­ве­стен всем бла­го­да­ря па­мя­ти че­ты­рех рим­ля­нок, име­на ко­то­рых но­сят мил­ли­о­ны пред­ста­ви­тель­ниц луч­шей по­ло­ви­ны че­ло­ве­че­ства во всём ми­ре. Ис­то­рия этих хри­сти­ан­ских му­че­ниц – вдо­вы Со­фии и трех её до­че­рей: две­на­дца­ти­лет­ней Ве­ры, де­ся­ти­лет­ней На­деж­ды и де­вя­ти­лет­ней Лю­бо­ви – от­но­сит­ся ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138 гг.).

Пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, счи­тав­ших­ся «вра­га­ми на­ро­да», или «дис­си­ден­та­ми» (это из­на­чаль­но ре­ли­ги­оз­ный тер­мин!), толь­ко лишь за от­каз воз­да­вать по­че­сти ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам, в ко­то­рых се­рьез­но ма­ло кто ве­рил, бы­ло де­лом ру­тин­ным, и су­деб­ные ак­ты в боль­шин­стве слу­ча­ев не со­хра­ни­лись. Цер­ков­ные пи­са­те­ли фик­си­ро­ва­ли до­шед­шие до них крат­кие све­де­ния, ча­сто об­рас­тав­шие фан­та­сти­че­ски­ми по­дроб­но­стя­ми, из ко­то­рых сла­га­лись позд­нее «Жи­тия свя­тых».

За­по­до­зрен­ные в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству, рим­ляне долж­ны бы­ли до­ка­зать свою ло­яль­ность в при­сут­ствии су­деб­ных вла­стей. Для это­го тре­бо­ва­лось лишь бро­сить несколь­ко зё­рен ла­да­на на ал­тарь обо­жеств­ляв­ше­го­ся им­пе­ра­то­ра и от­речь­ся от Хри­ста, хо­тя бы чи­сто «внешне», на сло­вах. Ни­кто не по­ку­шал­ся на внут­рен­нюю ве­ру че­ло­ве­ка, и ин­диф­фе­рент­ные рим­ляне, счи­тав­шие этот акт про­стой граж­дан­ской фор­маль­но­стью (как обя­за­тель­ное при­сут­ствие у нас рань­ше на парт­со­бра­нии, где мож­но бы­ло дре­мать или чи­тать кни­гу), не мог­ли по­нять при­чин от­ка­за, за ко­то­рым сле­до­ва­ли уве­ще­ва­ния, пыт­ки и смерть.

Од­ни­ми из та­ких «нера­зум­ных упря­миц» и бы­ли на­ши свя­тые. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет об их бес­страш­ном ис­по­ве­да­нии Иису­са Хри­ста пе­ред са­мим им­пе­ра­то­ром и по­сле­ду­ю­щих страш­ных му­че­ни­ях, ко­то­рым бы­ли под­верг­ну­ты толь­ко де­воч­ки. Их укла­ды­ва­ли на рас­ка­лён­ную же­лез­ную ре­шет­ку, по­ли­ва­ли ки­пя­щей смо­лой и би­ли пал­ка­ми, при­вя­зав к усе­ян­но­му ши­па­ми ко­ле­су. Му­чи­те­ли зна­ли, что со­хра­няв­шая внеш­нее спо­кой­ствие и обод­ряв­шая сво­их до­че­рей мать ис­пы­ты­ва­ла ещё бо­лее невы­но­си­мые стра­да­ния. На­ко­нец му­че­ни­цы, плоть ко­то­рых бук­валь­но рас­па­да­лась, бы­ли обез­глав­ле­ны.

Па­ла­чи да­же от­пу­сти­ли Со­фию на сво­бо­ду, поз­во­лив ей взять для по­гре­бе­ния те­ла до­че­рей. Про­ве­дя в скор­би три дня у их мо­ги­лы, она скон­ча­лась. Это про­изо­шло око­ло 137 го­да. Мо­щи свя­тых му­че­ниц со­хра­ни­лись, и в 777 го­ду па­па Рим­ский Адри­ан I пе­ре­дал их в Страс­бург (Эль­зас), где они по­ко­ят­ся в ка­мен­ной гроб­ни­це церк­ви аб­бат­ства Эшо.

Име­на свя­тых глу­бо­ко сим­во­лич­ны: Ве­ра, На­деж­да и Лю­бовь – это на­име­но­ва­ние трёх ос­нов­ных бо­го­слов­ских доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ства, ко­то­рым по­кро­ви­тель­ству­ет Со­фия, что зна­чит «Муд­рость». Они воз­во­дят че­ло­ве­ка из пле­на при­род­ной необ­хо­ди­мо­сти в цар­ство нрав­ствен­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной сво­бо­ды и при­от­кры­ва­ют ему за­ве­су веч­но­сти. В этом – глав­ное от­ли­чие че­ло­ве­ка от «бра­тьев его мень­ших».

«Лю­бовь ни­ко­гда не пе­ре­ста­ёт, хо­тя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся. …Те­перь мы ви­дим как бы сквозь туск­лое стек­ло, га­да­тель­но, то­гда же ли­цом к ли­цу… Те­перь же пре­бы­ва­ют эти три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но большая из них – лю­бовь», – пи­шет апо­стол Па­вел в сво­ем зна­ме­ни­том «Гимне люб­ви» (1Кор.13 гл.). Поль­зу­ясь воз­мож­но­стью, хо­чу по­здра­вить с днем Ан­ге­ла всех, чьи зна­ме­на­тель­ные име­на за­став­ля­ют нас вспом­нить о его выс­шем пред­на­зна­че­нии и при­да­ют си­лы в борь­бе с жи­тей­ски­ми невзго­да­ми.

Лит.: Из­воль­ский С. Жизнь и стра­да­ния св. му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды, Люб­ви и ма­те­ри их Со­фии. Рас­сказ в сти­хах. М., 1867; Де­ни­сов Л. (сост.). Жизнь и стра­да­ния св. му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды, Люб­ви и ма­те­ри их Со­фии. При­ло­же­ние: хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли ве­ра, на­деж­да, лю­бовь по уче­нию св. от­цов Церк­ви. М., 1914; Дья­чен­ко Г., прот. Уро­ки и при­ме­ры хри­сти­ан­ской ве­ры, на­деж­ды и люб­ви (опыт ка­те­хи­зи­че­ской хре­сто­ма­тии). М., 1903.

Юрий Ру­бан,
канд ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.