Рыбак и книжник

Па­мять слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных
апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла 
(29 июня / 12 июля)

Апостолы Петр и Павел. Фреска
Апостолы Петр и Павел. Фреска из Ватопедского
монастыря (Афон).

Тро­парь празд­ни­ка: Апо­сто­лов пер­во­престольни­цы и вселенныя учите­лие ер­во­вер­хов­ные Апо­сто­лы и учи­те­ля все­лен­ной), Вла­ды­ку всех молите мир все­лен­ней да­ровати, и душам на­шим велию (ве­ли­кую) ми­лость.

Кондак празд­ни­ка: Твердыя и Бо­го­вещанныя про­по­ве­ды­ва­те­ли, верх Апо­сто­лов Тво­их, Гос­по­ди, приял еси в на­сла­жде­ние бла­гих Тво­их и по­кой: бо­лез­ни бо онех и смерть приял еси па­че вся­ка­го все­пло­дия, Едине сведый сер­деч­ная.

Непо­ко­ле­би­мых и бо­го­вдох­но­вен­ных про­по­вед­ни­ков, пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов Сво­их, Ты при­нял, Гос­по­ди, в Свои оби­те­ли для бла­жен­ства и упо­ко­е­ния, ибо стра­да­ния их и смерть бла­го­во­лил Ты при­нять вы­ше вся­кой жерт­вы, Ты – Один зна­ю­щий на­ши серд­ца.


Ры­бак и книж­ник

Се­го­дня, 12 июля (29 июня по ста­ро­му сти­лю), – па­мять свя­тых Пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. День – зна­чи­тель­ный для на­ших го­ро­жан не толь­ко в су­гу­бо цер­ков­ном от­но­ше­нии.

Дей­стви­тель­но, име­на апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла со­про­вож­да­ют нас с дет­ства и по­всю­ду: едем ли мы гу­лять на Пет­ров­ский ост­ров, слу­шать кон­церт в Пав­ловск или за­го­рать у теп­лых стен «Пет­ро­пав­лов­ки». По­след­нее сло­во зна­ме­на­тель­но. Ведь в на­зва­нии кре­по­сти и её слав­но­го со­бо­ра, над ко­то­рым па­рит осе­ня­ю­щий го­род ан­гел, ис­то­рия со­еди­ни­ла име­на очень несхо­жих по про­ис­хож­де­нию, об­ра­зо­ва­нию и ха­рак­те­ру лю­дей. Не счи­тая воз­мож­ным от­дать при­о­ри­тет од­но­му из них, хри­сти­ан­ская Цер­ковь при­сво­и­ла обо­им ти­тул «Пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов» и уста­но­ви­ла один день празд­но­ва­ния. И это не слу­чай­ность. Но что нам до­сто­вер­но из­вест­но об их жиз­ни и в чём сущ­ность апо­столь­ско­го слу­же­ния?

«Пет­рос» – зна­чит «Ка­мень»

Несколь­ко слов о по­ня­тии «апо­стол». Гре­че­ское сло­во апосто­лос за­им­ство­ва­но из ди­пло­ма­ти­че­ско­го лек­си­ко­на и пе­ре­во­дит­ся как «по­слан­ник», «по­сол». Иисус Хри­стос, по­то­мок ца­ря Да­ви­да, ос­но­вал Свое «Цар­ство» в об­ра­зе Все­лен­ской Церк­ви и сфор­ми­ро­вал «Двор». Пер­вые Две­на­дцать уче­ни­ков и ста­ли Его «чрез­вы­чай­ны­ми и пол­но­моч­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми» в мно­го­языч­ной Все­лен­ной – Рим­ской им­пе­рии. Один из них, га­ли­лей­ский ры­бак Си­мон, пер­вым тор­же­ствен­но ис­по­ве­дал Сво­е­го Учи­те­ля Мес­си­ей (Хри­стом) и Сы­ном Бо­жи­им, а по­то­му по­лу­чил сим­во­ли­че­ское имя и был на­зна­чен Им ста­рей­ши­ной кол­ле­гии апо­сто­лов и гла­вой бу­ду­щей Церк­ви. «Бла­жен ты, Симон (Ши­мон), сын Ионин, ибо не плоть и кровь от­кры­ли те­бе это, но Отец Мой, Су­щий на небе­сах. И Я го­во­рю те­бе: От­ныне ты – Петр (греч. Петрос зна­чит «Ка­мень», «Ска­ла»), и на этой Ска­ле Я воз­двиг­ну Мою Цер­ковь, и си­лы ада не одо­ле­ют её» (Мф.16:17-18).

Мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность Пет­ра про­те­ка­ла пер­во­на­чаль­но в Иеру­са­ли­ме и стра­нах Пе­ред­не­го Во­сто­ка. По пре­да­нию, позд­нее он стал пер­вым епи­ско­пом («блю­сти­те­лем») сто­лич­ной Рим­ской Церк­ви, пе­ре­дав свое гла­вен­ство пре­ем­ни­кам – рим­ским па­пам. Ис­то­ри­че­ски это весь­ма со­мни­тель­но, и да­ле­ко не все цер­ков­ные уче­ные склон­ны при­ни­мать эту вер­сию. Но в древ­но­сти так счи­та­ли: пер­во­вер­хов­ный апо­стол не мо­жет не быть епи­ско­пом сто­лич­ной Церк­ви! С та­ки­ми сим­во­ли­че­ски­ми пре­да­ни­я­ми спо­рить не при­ня­то.

Во вре­мя пер­вых го­не­ний на хри­сти­ан (66–67 гг.), раз­вя­зан­ных безум­ным им­пе­ра­то­ром Неро­ном, Петр был аре­сто­ван и при­го­во­рен к рас­пя­тию. Этот пе­ри­од его жиз­ни мно­гим из нас зна­ком по ро­ма­ну Ген­ри­ка Сен­ке­ви­ча «Камо грядеши» и двум (ес­ли не оши­ба­юсь) вер­си­ям од­но­имен­но­го филь­ма. Счи­тая се­бя недо­стой­ным уме­реть так, как Учи­тель, он по­про­сил, чтобы его рас­пя­ли на кре­сте вниз го­ло­вой.

«Апо­стол язы­ков»

Со­вер­шен­но иная судь­ба скла­ды­ва­лась пер­во­на­чаль­но у дру­го­го пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла, не при­над­ле­жав­ше­го к Две­на­дца­ти и да­же не ви­дев­ше­го Хри­ста при Его зем­ной жиз­ни. Савл (точ­нее Шауль) ро­дил­ся око­ло 10 г. н. э. в Тар­се (юж­ное по­бе­ре­жье Ма­лой Азии) в бо­га­той ев­рей­ской се­мье, об­ла­дав­шей цен­ной при­ви­ле­ги­ей – пра­вом на­след­ствен­но­го рим­ско­го граж­дан­ства, и его офи­ци­аль­ное рим­ское имя бы­ло Па­вел. Изу­чив Свя­щен­ное Пи­са­ние и овла­дев бо­га­тым ар­се­на­лом ан­тич­ной куль­тур­ной тра­ди­ции (что яв­ству­ет из его бле­стя­щих По­сла­ний), мо­ло­дой книж­ник от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим и всту­пил в шко­лу из­вест­но­го за­ко­но­учи­те­ля Га­ма­ли­и­ла.

Га­ма­ли­ил воз­глав­лял «ли­бе­раль­ную» фа­ри­сей­скую шко­лу, а его оп­по­нен­том был ри­го­рист рав­ви Гиллель. На­став­ник бу­ду­ще­го апо­сто­ла Пав­ла за­ре­ко­мен­до­вал се­бя че­ло­ве­ком бла­го­ра­зум­ным: он счи­тал из­лиш­ним пре­сле­до­вать толь­ко что за­ро­див­ше­е­ся хри­сти­ан­ство и апел­ли­ро­вал к нели­це­при­ят­но­му су­ду Ис­то­рии, без­жа­лост­но пре­да­ю­щей за­бве­нию са­мые гром­кие уто­пии. «Оставь­те этих лю­дей (хри­сти­ан), – го­во­рил он чле­нам Си­нед­ри­о­на (вер­хов­но­го ев­рей­ско­го Со­ве­та), – ведь ес­ли их де­ло и уче­ние ос­но­ва­но толь­ко на че­ло­ве­че­ском вы­мыс­ле, то оно са­мо со­бой раз­ру­шит­ся; ес­ли же оно от Бо­га, то вы не смо­же­те раз­ру­шить его, и бе­ре­ги­тесь, чтобы вам не ока­зать­ся ещё и бо­го­про­тив­ни­ка­ми» (Деян.5:38-39). (Этот зна­ме­ни­тый «со­вет Га­ма­ли­и­и­ла» мно­го­чис­лен­ные го­ни­те­ли хри­сти­ан­ства без­успеш­но пы­та­ют­ся опро­верг­нуть уже по­чти два ты­ся­че­ле­тия.)

Внял ли его при­ме­ру спо­соб­ный уче­ник, мо­ло­дой фа­ри­сей Савл? О нет! Савл не об­ла­дал тер­пи­мо­стью Га­ма­ли­и­ла, а по­то­му при­нял уча­стие в каз­ни пер­во­ди­а­ко­на Сте­фа­на, по­би­то­го кам­ня­ми (Деян.7:58), а за­тем на­пра­вил­ся в Да­маск, чтобы и там пре­сле­до­вать бе­жав­ших хри­сти­ан, ка­зав­ших­ся ему ко­щун­ствен­ны­ми раз­ру­ши­те­ля­ми Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии. «Савл! Савл! За что ты го­нишь Ме­ня?», – услы­шал он вдруг го­лос явив­ше­го­ся ему Иису­са Хри­ста. Го­ни­тель по­нял, что чу­до­вищ­но за­блуж­дал­ся, что рас­пя­тый Иисус из На­за­ре­та – не са­мо­зван­ный об­ман­щик, но ис­тин­ный Мес­сия, в Ко­то­ром и во­пло­тил­ся ко­неч­ный смысл всей вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии ожи­да­ния на­чи­ная от Ав­ра­ама.

Ка­ко­ва его даль­ней­шая судь­ба? Фа­ри­сей Савл стал апо­сто­лом Пав­лом и охва­тил мис­си­о­нер­ски­ми пу­те­ше­стви­я­ми всю Рим­скую им­пе­рию. В сво­их «По­сла­ни­ях» он за­ло­жил ос­но­вы хри­сти­ан­ской бо­го­слов­ской на­у­ки, пе­ре­ве­дя про­стые ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные еван­гель­ские ис­ти­ны на язык гре­че­ской фило­со­фии, сде­лав их тем са­мым уни­вер­саль­ны­ми и до­стой­ны­ми вни­ма­ния об­ра­зо­ван­ных языч­ни­ков. (Хри­сти­ан­ское пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет о зна­ком­стве апо­сто­ла Пав­ла с рим­ским фило­со­фом-сто­и­ком Се­не­кой и хра­нит их апо­кри­фи­че­скую пе­ре­пис­ку.) Так хри­сти­ан­ство, в ко­то­ром пер­во­на­чаль­но ви­де­ли лишь иудей­скую сек­ту ма­ло­куль­тур­ных фа­на­ти­ков, ста­ло Все­лен­ской ре­ли­ги­ей, а Па­вел был на­зван ис­то­ри­ка­ми «Вто­рым ос­но­ва­те­лем Хри­сти­ан­ства».

По пре­да­нию, Па­вел то­же по­гиб в Ри­ме, вско­ре по­сле смер­ти апо­сто­ла Пет­ра, око­ло 67 го­да, но, как рим­ский граж­да­нин, был удо­сто­ен «при­ви­ле­ги­ро­ван­ной смер­ти» – каз­нён ме­чом. Хри­сти­ан­ская ико­но­гра­фия по­чти все­гда сов­ме­ща­ет их об­ра­зы. При этом ат­ри­бу­том ап. Пет­ра яв­ля­ют­ся клю­чи, а уче­но­го ап. Пав­ла – кни­га.

Ино­гда при­хо­дит­ся слы­шать на­ив­ный во­прос, осо­бен­но от школь­ни­ков и го­стей на­ше­го го­ро­да: на­зва­ние Пе­тер­бур­га свя­за­но с апо­сто­лом Пет­ром или с его ос­но­ва­те­лем ца­рем Пет­ром (как го­во­ри­ли в со­вет­ское вре­мя иные экс­кур­со­во­ды)? Ведь в те­че­ние де­ся­ти лет – с 1914 по 1924 – он при­зем­лён­но так и на­зы­вал­ся – Пет­ро­град, то есть про­сто «Го­род Пет­ра» (а не Свя­то­го Пет­ра)?!

Ко­неч­но же, нет! Вспом­ни­те, что срав­ни­тель­но недав­но мы празд­но­ва­ли оче­ред­ной День го­ро­да, 16/27 мая 1703 г. Но эта да­та – услов­но-сим­во­ли­че­ская. Хо­ро­шо из­вест­но, что, во­пре­ки кра­си­вой ле­ген­де, Пет­ра I то­гда на За­ячьем ост­ро­ве не бы­ло, и за­клад­ку кре­по­сти вел его «друг сер­деш­ный» А. Д. Мен­ши­ков. А по­то­му днем ос­но­ва­ния го­ро­да пре­тен­ду­ет быть и се­го­дняш­ний празд­ник, – ведь 29 июня 1703 го­да за­ло­жи­ли цер­ковь Пет­ра и Пав­ла, озна­ме­но­вав со­бы­тие паль­бой из пу­шек, а царь празд­но­вал «день Ан­ге­ла» – свои име­ни­ны. (На вся­кий слу­чай на­по­ми­наю, что в XVIII ве­ке празд­ник Пет­ра и Пав­ла при­хо­дил­ся на 10 июля по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю.) И не в свою честь (!), а в честь сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля Петр I на­звал но­вую сто­ли­цу Санкт-Пи­тер­бур­хом – «Го­ро­дом Свя­то­го Пет­ра». В этом глу­бо­кий смысл. Апо­стол Петр – хра­ни­тель клю­чей от врат рая. По­это­му и го­род его име­ни сам ста­но­вит­ся «клю­чом» от Бал­тий­ско­го мо­ря и «ок­ном в Ев­ро­пу», вы­во­дя Рос­сию из вар­вар­ской изо­ля­ции.

А как го­во­рит про­стой на­род об этом дне? В на­род­ном ка­лен­да­ре «Пет­ров день» – раз­гар ле­та. Но всё же: «Петр и Па­вел час уба­вил». В Санкт-Пе­тер­бур­ге с это­го празд­ни­ка вновь за­жи­га­ют­ся ноч­ные го­род­ские фо­на­ри. Груст­но, что так быст­ро про­шли на­ши но­сталь­ги­че­ские «бе­лые но­чи».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

(«Во­да жи­вая: С.-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вес

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.