Рыбак и книжник

Па­мять слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных
апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла 
(29 июня / 12 июля)

Апостолы Петр и Павел. Фреска
Апостолы Петр и Павел. Фреска из Ватопедского
монастыря (Афон).

Тро­парь празд­ни­ка: Апо­сто­лов пер­во­престольни­цы и вселенныя учите­лие ер­во­вер­хов­ные Апо­сто­лы и учи­те­ля все­лен­ной), Вла­ды­ку всех молите мир все­лен­ней да­ровати, и душам на­шим велию (ве­ли­кую) ми­лость.

Кондак празд­ни­ка: Твердыя и Бо­го­вещанныя про­по­ве­ды­ва­те­ли, верх Апо­сто­лов Тво­их, Гос­по­ди, приял еси в на­сла­жде­ние бла­гих Тво­их и по­кой: бо­лез­ни бо онех и смерть приял еси па­че вся­ка­го все­пло­дия, Едине сведый сер­деч­ная.

Непо­ко­ле­би­мых и бо­го­вдох­но­вен­ных про­по­вед­ни­ков, пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов Сво­их, Ты при­нял, Гос­по­ди, в Свои оби­те­ли для бла­жен­ства и упо­ко­е­ния, ибо стра­да­ния их и смерть бла­го­во­лил Ты при­нять вы­ше вся­кой жерт­вы, Ты – Один зна­ю­щий на­ши серд­ца.


Ры­бак и книж­ник

Се­го­дня, 12 июля (29 июня по ста­ро­му сти­лю), – па­мять свя­тых Пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. День – зна­чи­тель­ный для на­ших го­ро­жан не толь­ко в су­гу­бо цер­ков­ном от­но­ше­нии.

Дей­стви­тель­но, име­на апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла со­про­вож­да­ют нас с дет­ства и по­всю­ду: едем ли мы гу­лять на Пет­ров­ский ост­ров, слу­шать кон­церт в Пав­ловск или за­го­рать у теп­лых стен «Пет­ро­пав­лов­ки». По­след­нее сло­во зна­ме­на­тель­но. Ведь в на­зва­нии кре­по­сти и её слав­но­го со­бо­ра, над ко­то­рым па­рит осе­ня­ю­щий го­род ан­гел, ис­то­рия со­еди­ни­ла име­на очень несхо­жих по про­ис­хож­де­нию, об­ра­зо­ва­нию и ха­рак­те­ру лю­дей. Не счи­тая воз­мож­ным от­дать при­о­ри­тет од­но­му из них, хри­сти­ан­ская Цер­ковь при­сво­и­ла обо­им ти­тул «Пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов» и уста­но­ви­ла один день празд­но­ва­ния. И это не слу­чай­ность. Но что нам до­сто­вер­но из­вест­но об их жиз­ни и в чём сущ­ность апо­столь­ско­го слу­же­ния?

«Пет­рос» – зна­чит «Ка­мень»

Несколь­ко слов о по­ня­тии «апо­стол». Гре­че­ское сло­во апосто­лос за­им­ство­ва­но из ди­пло­ма­ти­че­ско­го лек­си­ко­на и пе­ре­во­дит­ся как «по­слан­ник», «по­сол». Иисус Хри­стос, по­то­мок ца­ря Да­ви­да, ос­но­вал Свое «Цар­ство» в об­ра­зе Все­лен­ской Церк­ви и сфор­ми­ро­вал «Двор». Пер­вые Две­на­дцать уче­ни­ков и ста­ли Его «чрез­вы­чай­ны­ми и пол­но­моч­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми» в мно­го­языч­ной Все­лен­ной – Рим­ской им­пе­рии. Один из них, га­ли­лей­ский ры­бак Си­мон, пер­вым тор­же­ствен­но ис­по­ве­дал Сво­е­го Учи­те­ля Мес­си­ей (Хри­стом) и Сы­ном Бо­жи­им, а по­то­му по­лу­чил сим­во­ли­че­ское имя и был на­зна­чен Им ста­рей­ши­ной кол­ле­гии апо­сто­лов и гла­вой бу­ду­щей Церк­ви. «Бла­жен ты, Симон (Ши­мон), сын Ионин, ибо не плоть и кровь от­кры­ли те­бе это, но Отец Мой, Су­щий на небе­сах. И Я го­во­рю те­бе: От­ныне ты – Петр (греч. Петрос зна­чит «Ка­мень», «Ска­ла»), и на этой Ска­ле Я воз­двиг­ну Мою Цер­ковь, и си­лы ада не одо­ле­ют её» (Мф.16:17-18).

Мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность Пет­ра про­те­ка­ла пер­во­на­чаль­но в Иеру­са­ли­ме и стра­нах Пе­ред­не­го Во­сто­ка. По пре­да­нию, позд­нее он стал пер­вым епи­ско­пом («блю­сти­те­лем») сто­лич­ной Рим­ской Церк­ви, пе­ре­дав свое гла­вен­ство пре­ем­ни­кам – рим­ским па­пам. Ис­то­ри­че­ски это весь­ма со­мни­тель­но, и да­ле­ко не все цер­ков­ные уче­ные склон­ны при­ни­мать эту вер­сию. Но в древ­но­сти так счи­та­ли: пер­во­вер­хов­ный апо­стол не мо­жет не быть епи­ско­пом сто­лич­ной Церк­ви! С та­ки­ми сим­во­ли­че­ски­ми пре­да­ни­я­ми спо­рить не при­ня­то.

Во вре­мя пер­вых го­не­ний на хри­сти­ан (66–67 гг.), раз­вя­зан­ных безум­ным им­пе­ра­то­ром Неро­ном, Петр был аре­сто­ван и при­го­во­рен к рас­пя­тию. Этот пе­ри­од его жиз­ни мно­гим из нас зна­ком по ро­ма­ну Ген­ри­ка Сен­ке­ви­ча «Камо грядеши» и двум (ес­ли не оши­ба­юсь) вер­си­ям од­но­имен­но­го филь­ма. Счи­тая се­бя недо­стой­ным уме­реть так, как Учи­тель, он по­про­сил, чтобы его рас­пя­ли на кре­сте вниз го­ло­вой.

«Апо­стол язы­ков»

Со­вер­шен­но иная судь­ба скла­ды­ва­лась пер­во­на­чаль­но у дру­го­го пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла, не при­над­ле­жав­ше­го к Две­на­дца­ти и да­же не ви­дев­ше­го Хри­ста при Его зем­ной жиз­ни. Савл (точ­нее Шауль) ро­дил­ся око­ло 10 г. н. э. в Тар­се (юж­ное по­бе­ре­жье Ма­лой Азии) в бо­га­той ев­рей­ской се­мье, об­ла­дав­шей цен­ной при­ви­ле­ги­ей – пра­вом на­след­ствен­но­го рим­ско­го граж­дан­ства, и его офи­ци­аль­ное рим­ское имя бы­ло Па­вел. Изу­чив Свя­щен­ное Пи­са­ние и овла­дев бо­га­тым ар­се­на­лом ан­тич­ной куль­тур­ной тра­ди­ции (что яв­ству­ет из его бле­стя­щих По­сла­ний), мо­ло­дой книж­ник от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим и всту­пил в шко­лу из­вест­но­го за­ко­но­учи­те­ля Га­ма­ли­и­ла.

Га­ма­ли­ил воз­глав­лял «ли­бе­раль­ную» фа­ри­сей­скую шко­лу, а его оп­по­нен­том был ри­го­рист рав­ви Гиллель. На­став­ник бу­ду­ще­го апо­сто­ла Пав­ла за­ре­ко­мен­до­вал се­бя че­ло­ве­ком бла­го­ра­зум­ным: он счи­тал из­лиш­ним пре­сле­до­вать толь­ко что за­ро­див­ше­е­ся хри­сти­ан­ство и апел­ли­ро­вал к нели­це­при­ят­но­му су­ду Ис­то­рии, без­жа­лост­но пре­да­ю­щей за­бве­нию са­мые гром­кие уто­пии. «Оставь­те этих лю­дей (хри­сти­ан), – го­во­рил он чле­нам Си­нед­ри­о­на (вер­хов­но­го ев­рей­ско­го Со­ве­та), – ведь ес­ли их де­ло и уче­ние ос­но­ва­но толь­ко на че­ло­ве­че­ском вы­мыс­ле, то оно са­мо со­бой раз­ру­шит­ся; ес­ли же оно от Бо­га, то вы не смо­же­те раз­ру­шить его, и бе­ре­ги­тесь, чтобы вам не ока­зать­ся ещё и бо­го­про­тив­ни­ка­ми» (Деян.5:38-39). (Этот зна­ме­ни­тый «со­вет Га­ма­ли­и­и­ла» мно­го­чис­лен­ные го­ни­те­ли хри­сти­ан­ства без­успеш­но пы­та­ют­ся опро­верг­нуть уже по­чти два ты­ся­че­ле­тия.)

Внял ли его при­ме­ру спо­соб­ный уче­ник, мо­ло­дой фа­ри­сей Савл? О нет! Савл не об­ла­дал тер­пи­мо­стью Га­ма­ли­и­ла, а по­то­му при­нял уча­стие в каз­ни пер­во­ди­а­ко­на Сте­фа­на, по­би­то­го кам­ня­ми (Деян.7:58), а за­тем на­пра­вил­ся в Да­маск, чтобы и там пре­сле­до­вать бе­жав­ших хри­сти­ан, ка­зав­ших­ся ему ко­щун­ствен­ны­ми раз­ру­ши­те­ля­ми Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии. «Савл! Савл! За что ты го­нишь Ме­ня?», – услы­шал он вдруг го­лос явив­ше­го­ся ему Иису­са Хри­ста. Го­ни­тель по­нял, что чу­до­вищ­но за­блуж­дал­ся, что рас­пя­тый Иисус из На­за­ре­та – не са­мо­зван­ный об­ман­щик, но ис­тин­ный Мес­сия, в Ко­то­ром и во­пло­тил­ся ко­неч­ный смысл всей вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии ожи­да­ния на­чи­ная от Ав­ра­ама.

Ка­ко­ва его даль­ней­шая судь­ба? Фа­ри­сей Савл стал апо­сто­лом Пав­лом и охва­тил мис­си­о­нер­ски­ми пу­те­ше­стви­я­ми всю Рим­скую им­пе­рию. В сво­их «По­сла­ни­ях» он за­ло­жил ос­но­вы хри­сти­ан­ской бо­го­слов­ской на­у­ки, пе­ре­ве­дя про­стые ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные еван­гель­ские ис­ти­ны на язык гре­че­ской фило­со­фии, сде­лав их тем са­мым уни­вер­саль­ны­ми и до­стой­ны­ми вни­ма­ния об­ра­зо­ван­ных языч­ни­ков. (Хри­сти­ан­ское пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет о зна­ком­стве апо­сто­ла Пав­ла с рим­ским фило­со­фом-сто­и­ком Се­не­кой и хра­нит их апо­кри­фи­че­скую пе­ре­пис­ку.) Так хри­сти­ан­ство, в ко­то­ром пер­во­на­чаль­но ви­де­ли лишь иудей­скую сек­ту ма­ло­куль­тур­ных фа­на­ти­ков, ста­ло Все­лен­ской ре­ли­ги­ей, а Па­вел был на­зван ис­то­ри­ка­ми «Вто­рым ос­но­ва­те­лем Хри­сти­ан­ства».

По пре­да­нию, Па­вел то­же по­гиб в Ри­ме, вско­ре по­сле смер­ти апо­сто­ла Пет­ра, око­ло 67 го­да, но, как рим­ский граж­да­нин, был удо­сто­ен «при­ви­ле­ги­ро­ван­ной смер­ти» – каз­нён ме­чом. Хри­сти­ан­ская ико­но­гра­фия по­чти все­гда сов­ме­ща­ет их об­ра­зы. При этом ат­ри­бу­том ап. Пет­ра яв­ля­ют­ся клю­чи, а уче­но­го ап. Пав­ла – кни­га.

Ино­гда при­хо­дит­ся слы­шать на­ив­ный во­прос, осо­бен­но от школь­ни­ков и го­стей на­ше­го го­ро­да: на­зва­ние Пе­тер­бур­га свя­за­но с апо­сто­лом Пет­ром или с его ос­но­ва­те­лем ца­рем Пет­ром (как го­во­ри­ли в со­вет­ское вре­мя иные экс­кур­со­во­ды)? Ведь в те­че­ние де­ся­ти лет – с 1914 по 1924 – он при­зем­лён­но так и на­зы­вал­ся – Пет­ро­град, то есть про­сто «Го­род Пет­ра» (а не Свя­то­го Пет­ра)?!

Ко­неч­но же, нет! Вспом­ни­те, что срав­ни­тель­но недав­но мы празд­но­ва­ли оче­ред­ной День го­ро­да, 16/27 мая 1703 г. Но эта да­та – услов­но-сим­во­ли­че­ская. Хо­ро­шо из­вест­но, что, во­пре­ки кра­си­вой ле­ген­де, Пет­ра I то­гда на За­ячьем ост­ро­ве не бы­ло, и за­клад­ку кре­по­сти вел его «друг сер­деш­ный» А. Д. Мен­ши­ков. А по­то­му днем ос­но­ва­ния го­ро­да пре­тен­ду­ет быть и се­го­дняш­ний празд­ник, – ведь 29 июня 1703 го­да за­ло­жи­ли цер­ковь Пет­ра и Пав­ла, озна­ме­но­вав со­бы­тие паль­бой из пу­шек, а царь празд­но­вал «день Ан­ге­ла» – свои име­ни­ны. (На вся­кий слу­чай на­по­ми­наю, что в XVIII ве­ке празд­ник Пет­ра и Пав­ла при­хо­дил­ся на 10 июля по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю.) И не в свою честь (!), а в честь сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля Петр I на­звал но­вую сто­ли­цу Санкт-Пи­тер­бур­хом – «Го­ро­дом Свя­то­го Пет­ра». В этом глу­бо­кий смысл. Апо­стол Петр – хра­ни­тель клю­чей от врат рая. По­это­му и го­род его име­ни сам ста­но­вит­ся «клю­чом» от Бал­тий­ско­го мо­ря и «ок­ном в Ев­ро­пу», вы­во­дя Рос­сию из вар­вар­ской изо­ля­ции.

А как го­во­рит про­стой на­род об этом дне? В на­род­ном ка­лен­да­ре «Пет­ров день» – раз­гар ле­та. Но всё же: «Петр и Па­вел час уба­вил». В Санкт-Пе­тер­бур­ге с это­го празд­ни­ка вновь за­жи­га­ют­ся ноч­ные го­род­ские фо­на­ри. Груст­но, что так быст­ро про­шли на­ши но­сталь­ги­че­ские «бе­лые но­чи».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

(«Во­да жи­вая: С.-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вес

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.