Троеручица: странная икона

Празд­но­ва­ние в честь чу­до­твор­ной ико­ны «Тро­е­ру­чи­ца» со­вер­ша­ет­ся в июле два­жды – 11-го и 25-го чис­ла (по но­во­му сти­лю). С этим об­ра­зом свя­за­но мно­же­ство пре­да­ний, рас­ска­зы­ва­ю­щих о том, от­ку­да на изо­бра­же­нии Бо­го­ма­те­ри по­яви­лась тре­тья ру­ка, и о том, как ико­на ока­за­лась на Свя­той го­ре Афон. О по­чи­та­нии необыч­ной бо­го­ро­дич­ной ико­ны рас­ска­зы­ва­ет ис­кус­ство­вед Свет­ла­на ЛИПАТОВА.

Усе­чен­ная дес­ни­ца

В ос­но­ве ико­но­гра­фии Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы ле­жит тра­ди­ци­он­ное по­яс­ное изо­бра­же­ние Де­вы Ма­рии в ти­пе Оди­гит­рии. При этом Мла­де­нец Хри­стос пред­став­лен вос­се­да­ю­щим на ее пра­вой ру­ке. Ле­вая же ру­ка Ма­рии под­ня­та к гру­ди в ука­зу­ю­щем на Сы­на же­сте. По­яв­ле­ние в ниж­ней ча­сти ико­ны «тре­тьей» ру­ки, дав­шей на­зва­ние та­ко­го ро­да об­ра­зам, на­хо­ди­ло объ­яс­не­ние в двух пре­да­ни­ях.

Наи­бо­лее по­пуляр­ным бы­ло ска­за­ние, свя­зы­вав­шее ис­то­рию Тро­е­ру­чи­цы с пре­по­доб­ным Иоан­ном Да­мас­ки­ным. В неко­то­рых спис­ках жи­тия свя­то­го по­вест­ву­ет­ся о нена­ви­сти к нему как к за­щит­ни­ку по­чи­та­ния икон ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра, при­ка­зы­вав­ше­го уни­что­жать ико­ны и мо­за­и­ки в хра­мах. Чтобы окле­ве­тать Иоан­на пе­ред его гос­по­ди­ном — мо­гу­ще­ствен­ным ха­ли­фом из ди­на­стии Омей­я­дов, Лев Ис­авр со­ста­вил под­дель­ное пись­мо с при­зы­ва­ми к войне. По­лу­чив под­лож­ное по­сла­ние, на­пи­сан­ное по­чер­ком Иоан­на, раз­гне­ван­ный ха­лиф по­ве­лел от­сечь пре­по­доб­но­му пра­вую ру­ку. Свя­той, ис­те­кая кро­вью, стал мо­лить­ся пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри об ис­це­ле­нии дес­ни­цы — ру­ки, ко­то­рой бы­ли за­пи­са­ны сло­ва в за­щи­ту пра­во­слав­ной ве­ры и икон. По его мо­лит­ве от­руб­лен­ная ру­ка бы­ла ис­це­ле­на. В па­мять об этом чу­де пре­по­доб­ный Иоанн при­кре­пил к ниж­ней ча­сти ико­ны Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­ние ки­сти пра­вой ру­ки, от­ли­той из се­реб­ра. В этом, по всей ви­ди­мо­сти, про­яви­лась древ­няя тра­ди­ция под­но­ше­ния «во­тив­ных» пред­ме­тов свя­тыне в бла­го­дар­ность об ис­пол­не­нии прось­бы или обе­та (от ла­тин­ско­го votivus — «по­свя­щен­ный бо­гам»). Обет, дан­ный Иоан­ном Да­мас­ки­ным, был про­стым — слу­жить Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, про­слав­ляя их. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский, опи­сы­вая ра­дость свя­то­го об ис­це­ле­нии ру­ки, вкла­ды­ва­ет в его уста сло­ва, об­ра­щен­ные к Гос­по­ду: «Дес­ная Твоя ру­ка ис­це­ли­ла мою усе­чен­ную дес­ни­цу и со­кру­шит вра­гов, непо­чи­та­ю­щих Тво­е­го и Тво­ей Пре­чи­стой Ма­те­ри об­ра­зы, и уни­что­жит ею для воз­ве­ли­че­ния сла­вы Тво­ей вра­гов, по­пи­ра­ю­щих ико­ны».

Афон­ская игу­ме­нья

Ска­за­ние об ис­це­ле­нии Иоан­на Да­мас­ки­на бы­ло рас­про­стра­не­но на Свя­той го­ре Афон на­ря­ду с дру­гим, бо­лее древним ска­за­ни­ем о чу­де с неким ико­но­пис­цем серб­ско­го мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Ико­но­пи­сец пи­сал ико­ну Бо­го­ма­те­ри и два­жды сти­рал с нее изо­бра­же­ние тре­тьей ру­ки, ко­то­рое са­мо неиз­вест­но ка­ким об­ра­зом про­яв­ля­лась на дос­ке. По­сле это­го во сне ему яви­лась Пре­свя­тая и по­ве­ле­ла оста­вить об­раз без из­ме­не­ний, «чу­до­тво­ре­ния ра­ди, а не по есте­ству». При­ме­ча­тель­но, что в Хи­лан­да­ре дей­стви­тель­но из­дав­на на­хо­дил­ся (и на­хо­дит­ся до сих пор) чу­до­твор­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы, од­на­ко не с изо­бра­жен­ной на иконе ру­кой, а имен­но с се­реб­ря­ной де­та­лью, при­креп­лен­ной к окла­ду. Этот об­раз мно­ги­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми да­ти­ру­ет­ся XIV сто­ле­ти­ем и счи­та­ет­ся при­ве­зен­ным из Сер­бии. Точ­ных ис­то­ри­че­ских све­де­ний об этом не име­ет­ся, но это пред­по­ло­же­ние от­ча­сти со­гла­су­ет­ся с пре­да­ни­ем. Прав­да, ва­ри­ан­ты это­го пре­да­ния сно­ва раз­ли­ча­ют­ся: по од­ной из вер­сий, ико­на ока­за­лась при­вя­зан­ной к спине ос­ла, од­на­жды при­шед­ше­го к во­ро­там мо­на­сты­ря Хи­лан­дар из Сер­бии, где власть за­хва­ти­ли му­суль­мане. Ме­сто­на­хож­де­ние этой ико­ны во Вве­ден­ской церк­ви Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­но с еще од­ним чу­дом: во вре­мя спо­ров бра­тии при вы­бо­ре но­во­го игу­ме­на об­раз Тро­е­ру­чи­цы са­мо­сто­я­тель­но пе­ре­ме­стил­ся из ал­та­ря на игу­мен­ское ме­сто, ука­зы­вая, что са­ма Бо­го­ма­терь яв­ля­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей мо­на­сты­ря. Сле­ды по­чи­та­ния Тро­е­ру­чи­цы в сред­не­ве­ко­вых па­мят­ни­ках на тер­ри­то­рии Сер­бии и со­сед­ней Ма­ке­до­нии немно­го­чис­лен­ны. Сре­ди них от­ме­тим уни­каль­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в рос­пи­си Бе­лой церк­ви се­ла Ка­ран (1340-1342). Здесь Ма­рия пред­став­ле­на в рост, в длин­ной го­лу­бой ту­ни­ке. Пра­вой ру­кой она дер­жит Хри­ста, а дву­мя ле­вы­ми (имен­но так!) об­ра­ща­ет­ся к Нему. Позд­ний спи­сок с хи­лан­дар­ской ико­ны стал глав­ной ре­лик­ви­ей бол­гар­ско­го Тро­ян­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем осо­бен­но­стью это­го об­ра­за яв­ля­ет­ся на­ли­чие не од­но­го, а трех се­реб­ря­ных при­ве­сов в фор­ме ру­ки, за­кры­ва­ю­щих изо­бра­же­ния рук Бо­го­ма­те­ри на иконе.

Свя­ты­ня с таб­лич­кой

По­чи­та­ние ико­ны Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы в Рос­сии на­ча­лось до­воль­но позд­но и не сра­зу по­лу­чи­ло ши­ро­кую из­вест­ность. Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка пат­ри­арх Ни­кон, стре­мясь утвер­дить Рос­сию как центр пра­во­слав­но­го ми­ра, пе­ре­но­сит в Моск­ву мно­гие гре­че­ские свя­ты­ни и ре­лик­вии. Сре­ди них, к при­ме­ру, бы­ла Ивер­ская ико­на, ко­то­рая впо­след­ствии ста­ла од­ной из са­мых чти­мых в Рос­сии. По прось­бе пат­ри­ар­ха из Хи­лан­да­ра до­став­ля­ют­ся и несколь­ко спис­ков Тро­е­ру­чи­цы. Один из них был за­ка­зан для ца­ри­цы Ма­рии Ильи­нич­ны, дру­гой, при­ве­зен­ный в 1661 го­ду, был по­ме­щен Ни­ко­ном в Вос­кре­сен­ский храм Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря. Из­вест­но, что необыч­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы сму­щал мо­ля­щих­ся. В на­ча­ле XVIII ве­ка ря­дом с ико­ной бы­ла по­ве­ше­на таб­лич­ка с по­дроб­ным объ­яс­не­ни­ем ее про­ис­хож­де­ния. В ней со­об­ща­лось о чу­дес­ном по­яв­ле­нии на иконе тре­тьей ру­ки у Бо­го­ро­ди­цы в ма­стер­ской ико­но­пис­ца и не упо­ми­на­лось о пре­да­нии, свя­зан­ном с име­нем Иоан­на Да­мас­ки­на. По всей ви­ди­мо­сти, в это вре­мя об­раз и спис­ки с него бы­ли рас­про­стра­не­ны в ос­нов­ном в Москве. Од­на из икон Тро­е­ру­чи­цы на­хо­ди­лась в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре, дру­гая, на­пи­сан­ная в 1718 го­ду мос­ков­ски­ми ма­сте­ра­ми Ар­те­ми­ем Фе­до­ро­вым и Афа­на­си­ем Ива­но­вым, бы­ла пе­ре­не­се­на в Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь Брян­ской об­ла­сти. Бе­ло­бе­реж­ская ико­на Тро­е­ру­чи­цы на про­тя­же­нии XVIII-XIX ве­ков сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми, и к ней еже­год­но при­ез­жа­ло несколь­ко ты­сяч па­лом­ни­ков. Тре­тья ру­ка на этой иконе бы­ла пред­став­ле­на не как се­реб­ря­ное до­пол­не­ние, а как еще од­на ре­аль­ная ру­ка Бо­го­ма­те­ри, вы­сту­па­ю­щая из-под ма­фо­рия в ниж­ней ча­сти ико­ны в цен­тре. Та­ко­го же ти­па ико­но­гра­фия за­фик­си­ро­ва­на и на дру­гих ико­нах и гра­вю­рах ХVIII-XIX ве­ков. По всей ви­ди­мо­сти, воз­рас­та­ю­щее рас­про­стра­не­ние этих об­ра­зов вы­зва­ло обес­по­ко­ен­ность Си­но­да, вклю­чив­ше­го Тро­е­ру­чи­цу в спи­сок тех икон, что про­ти­во­ре­чат «есте­ству, ис­то­рии и ис­тине». Раз­ли­чия в ти­пах изо­бра­же­ния тре­тьей ру­ки Бо­го­ма­те­ри опи­ра­лись на раз­ные ис­точ­ни­ки — пре­да­ние об Иоанне Да­мас­кине пред­по­ла­га­ло изо­бра­же­ние от­дель­ной се­реб­ря­ной под­вес­ки или ее ими­та­ции; пре­да­ние об ико­но­пис­це поз­во­ля­ло изо­бра­жать все три ру­ки Бо­го­ма­те­ри со­вер­шен­но оди­на­ко­вы­ми.

Несмот­ря на про­ти­во­ре­чия в раз­роз­нен­ных цер­ков­ных пре­да­ни­ях о воз­ник­но­ве­нии об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы, его даль­ней­шей ис­то­рии и раз­ли­чи­ях в спо­со­бе изо­бра­же­ния «тре­тьей» ру­ки, смысл необыч­ной ико­но­гра­фии рас­кры­ва­ет­ся при об­ра­ще­нии к тек­сту тро­па­ря в честь ико­ны. В нем го­во­рит­ся о том, что дву­мя ру­ка­ми Бо­го­ма­терь дер­жит Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, а еще од­на ру­ка сим­во­ли­зи­ру­ет по­кров и за­щи­ту, ко­то­рые она да­ру­ет мо­ля­щим­ся: «Об­раз бо Свя­тыя Тро­и­цы яв­ля­е­ши трие ру­це: две­ма убо Сы­на Сво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, но­си­ши, тре­ти­ею от на­па­стей и бед вер­но к Те­бе при­бе­га­ю­щих из­бав­ля­е­ши».

Свет­ла­на Ли­па­то­ва

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.