«Один из отцов рассказывал:— Когда я был в городе Оксиринхе, пришли туда в субботу вечером нищие за милостыней. Когда они легли спать, у одного из них была одна только рогожка: половина ее была под ним, а другая половина — над ним.
Был же сильный мороз. Я слышал, как он, дрожа от холода, утешал себя: «Благодарю Тебя, Господи! Сколько теперь находится в темнице богатых, отягченных железом, а у других и ноги забиты в дерево, так что они не могут и мочиться. А я, как царь, могу вытянуть ноги, могу пойти, куда мне угодно». Я стоял и слушал, когда он произносил это. Я рассказал это братиям. Слышавшие получили пользу».А порой умудренный монах прибегал к притчевому поведению, создавая из себя или ученика своего рода живую притчу, в которой посредством материального выявлялось духовное.«Один брат в Скиту пал в грех. Братья собрались и послали за аввой Моисеем, но он не хотел идти.Пресвитер опять послал звать его таким образом:— Иди, тебя ожидает собрание.Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив песком, он нес ее с собой. Братья, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его:— Что это такое, отец?.Старец отвечал им:— Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи.Братья, услышав это, ничего не стали говорить согрешившему брату, но простили его».«Брат пришел к авве Пимену и говорит ему: у меня много помыслов, я в опасности от них. Старец выводит его на воздух и говорит ему:— Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!— Не могу этого сделать, — отвечал брат.— Если сего не можешь сделать, — сказал старец, — то не можешь воспрепятствовать и помыслам, приходящим к тебе, но твое дело — противостоять им».
Источник: Вслед за притчей | Православие и мир