Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение

Смысл празд­ни­ка. Дву­на­де­ся­тый празд­ник Кре­ще­ния Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, или Бо­го­яв­ле­ния, – один из наи­бо­лее важ­ных и тор­же­ствен­ных празд­ни­ков Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ос­нов­ным источ­ни­ком, из ко­то­ро­го мы узна­ем о со­бытии Кре­ще­ния Гос­под­ня яв­ля­ет­ся еван­гельское по­вест­во­ва­ние. О фак­те Кре­ще­ния Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста по­вест­ву­ют все че­ты­ре еван­ге­ли­ста. Это свя­за­но с тем, что Спа­си­тель на­чал об­ще­ствен­ное слу­же­ние по­сле Сво­е­го Кре­ще­ния. Но наи­бо­лее по­дроб­но это со­бытие опи­са­но у еван­ге­ли­ста Мат­фея. Имен­но по­это­му на Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния чи­та­ет­ся от­ры­вок из это­го Еван­ге­лия.

Рас­сказ о Кре­ще­нии Спа­си­те­ля пред­ва­ря­ет­ся рас­ска­зом о про­по­ве­ди св. Ио­ан­на Пред­те­чи в пу­сты­не, ко­то­рый при­у­го­тов­лял на­род к при­ня­тию Мес­сии че­рез по­ка­я­ние и вод­ное кре­ще­ние. Ко­г­да Гос­подь Ии­сус Хри­стос при­шел к Ио­ан­ну Пред­те­че на Иор­дан, Ио­анн рас­по­з­нал в Нем Спа­си­те­ля, на­звав Его «Агн­цем Бо­жи­им» (Ин. 1:29), и кре­стил Его, что­бы «ис­пол­ни­лась вся­кая прав­да» (Мф. 3:15). В мо­мент Кре­ще­ния Гос­по­да про­изо­шло со­бытие Бо­го­яв­ле­ния, то есть яв­ле­ния всей Пре­свя­той Тро­и­цы: Свя­той Дух в ви­де го­лу­бя со­шел на Сы­на Бо­жия, и был слы­шен го­лос Бо­га От­ца: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние» (Мф. 3:17). Об этом го­во­рит­ся в тро­па­ре празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния: «Во Иор­да­не кре­ща­ю­щу­ся Те­бе, Гос­по­ди, Тро­и­че­ское яви­ся по­кло­не­ние: Ро­ди­те­лев бо глас сви­де­тельство­ва­ше Те­бе, воз­люб­лен­на­го Тя Сы­на име­нуя. И Дух в ви­де го­лу­би­не из­вест­во­ва­ше сло­ве­се утвер­жде­ние».

Свя­тые от­цы мно­го­крат­но под­чер­ки­ва­ли важ­ность со­бытия Кре­ще­ния. «Гос­подь Ии­сус Хри­стос яв­лен ми­ру не в Рож­де­стве Сво­ем, а в Кре­ще­нии, – пи­шет св. Ио­анн Зла­то­уст. «В этот день Хри­стос явил­ся не только взо­рам на­ро­да, но и на спа­се­ние их», – го­во­рит св. Ам­в­ро­сий Ме­дио­лан­ский. св. Ио­анн Да­мас­кин в ка­но­не Бо­го­яв­ле­нию выра­жа­ет глу­бо­кие мыс­ли о внут­рен­нем зна­че­нии празд­ну­е­мо­го со­бытия в до­мо­стро­и­тельстве на­ше­го спа­се­ния. Гос­подь Ии­сус Хри­стос как Ис­ку­пи­тель ми­ра, при­няв­ший на Се­бя вме­сте с че­ло­ве­че­ской пло­тью все тя­го­тев­шее на нас бре­мя про­кля­тия и смер­ти за гре­хи, по­гру­жа­ет­ся пре­чи­стой пло­тию Сво­ею в струи Иор­да­на в зна­ме­ние то­го, что Он есть истре­би­тель гре­ха и по­бе­ди­тель смер­ти, и да­ру­ет ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, со­еди­нен­но­му с Ним един­ством при­ро­ды, вы­со­чай­шие бла­га.

Со­ше­ствие Св. Ду­ха в ви­де го­лу­бя рас­смат­ри­ва­ет­ся еван­ге­ли­ста­ми как знак по­свя­ще­ния (по­ма­за­ния) Мес­сии, а Кре­ще­ние зна­ме­ну­ет со­бой на­ча­ло пуб­лич­но­го слу­же­ния Ии­су­са как Мес­сии и ста­но­вит­ся от­прав­ной точ­кой из­ло­же­ния Его бла­гой ве­сти.

Итак, еван­гельское по­вест­во­ва­ние пред­став­ля­ет факт Кре­ще­ния Гос­по­да как дву­част­ное со­бытие, вклю­ча­ю­щее в се­бе соб­ствен­но кре­ще­ние, со­вер­шён­ное Ио­ан­ном Пред­те­чей, и Бо­го­яв­ле­ние (глас с не­бес и со­ше­ствие Ду­ха в ви­де го­лу­бя).

Про­ис­хож­де­ние празд­ни­ка. Празд­но­ва­ние в честь со­бытия Кре­ще­ния Гос­под­ня бы­ло уста­нов­ле­но Цер­ко­вью до­воль­но ра­но. Впер­вые празд­ник Кре­ще­ния упо­ми­на­ет­ся не как са­мо­сто­я­тель­ный, а в ка­че­стве од­но­го из вос­по­ми­на­е­мых со­бытий тор­же­ства Тео­фа­нии, или Епи­фа­нии (Бо­го­яв­ле­ния).

Празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня, или Бо­го­яв­ле­ния, впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Стро­ма­тах» Кли­мен­та Алек­сан­дрийско­го (ко­нец II ве­ка), в гла­ве, по­свя­щен­ной рож­де­нию и стра­да­ни­ям Ии­су­са Хри­ста: «По­сле­до­ва­те­ли Ва­си­ли­да (древ­ние гно­сти­ки) так­же празд­ну­ют день кре­ще­ния Ии­су­са Хри­ста». В Алек­сан­д­рии ко вре­ме­ни Кли­мен­та это­го празд­ни­ка еще не бы­ло. «Ва­си­ли­ди­а­не» ра­нее пра­во­слав­ных при­шли к мыс­ли о празд­но­ва­нии дня кре­ще­ния Гос­под­ня и на­з­ва­ли его бо­го­яв­ле­ни­ем, так как по вз­гля­ду этих ере­ти­ков Хри­стос стал Сы­ном Бо­жи­им имен­но со вре­ме­ни кре­ще­ния и со­ше­ствия на не­го Ду­ха Свя­то­го. Ве­ро­ят­но, бла­го­да­ря это­му об­сто­я­тельству Древ­няя Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник в честь это­го со­бытия. В про­ти­во­вес гно­сти­че­ско­му празд­ни­ку Цер­ковь уста­но­ви­ла и у се­бя празд­ник в честь Кре­ще­ния, на­звав его Бо­го­яв­ле­ни­ем и вну­шая тем са­мым док­три­наль­ную мысль, что в этот день Ии­сус не стал Бо­гом, а впер­вые явил се­бя как Бог.

Со­вер­шая празд­ник Бо­го­яв­ле­ния (Епи­фа­нии) 6 Ян­ва­ря, Цер­ковь по­свя­ща­ла этот день вос­по­ми­на­нию трех свя­щен­ных со­бытий: рож­де­ние Гос­по­да, по­кло­не­ние волх­вов, кре­ще­ния (на за­па­де так­же чу­до в Ка­не). Древ­ней­шее ука­за­ние на объеди­нен­ное зна­че­ние Епа­фи­нии на­хо­дит­ся в про­по­ве­ди св. Фи­лип­па Ге­рак­лийско­го в пе­ри­од го­не­ний имп. Дио­кле­ти­а­на (304). При­чем в раз­лич­ных мест­но­стях в этот день на пер­вое ме­сто высту­па­ло празд­но­ва­ние раз­ных со­бытий. Апо­стольские по­ста­нов­ле­ния (Си­рия) и копт­ский ка­лен­дарь (Еги­пет) вы­де­ля­ли мо­мент Кре­ще­ния. Блаж. Ав­гу­стин го­во­рит о по­кло­не­нии волх­вов. По­чти вся Во­сточ­ная Цер­ковь до кон­ца IV в. счи­та­ет этот празд­ник па­мя­тью Рож­де­ства Хри­сто­ва.

В Церк­ви не су­ще­ству­ет ав­то­ри­тет­но­го пре­да­ния о вре­ме­ни Рож­де­ства Спа­си­те­ля. По­че­му во­сточ­ная Цер­ковь оста­но­ви­лась имен­но на 6 Ян­ва­ря для Бо­го­яв­ле­ния? В ос­но­ве этой да­ты цер­ков­ные исто­ри­ки ви­дят ал­ле­го­ри­че­ское со­по­став­ле­ние древ­не­го Ада­ма, источ­ни­ка гре­ха и смер­ти, явив­ше­го­ся в 6-й день ми­ро­з­да­ния, с Но­вым Ада­мом – Хри­стом, источ­ни­ком жиз­ни.

Впер­вые Рож­де­ство Хри­сто­во, как са­мо­сто­я­тель­ный празд­ник, со­вер­ша­е­мый 25 Де­каб­ря, по­явил­ся на За­па­де. В Рим­ской Церк­ви он был из­ве­стен уже в 336 го­ду в спис­ке рим­ских еписко­пов, на­хо­дя­щих­ся при хро­но­гра­фе Фи­ло­ка­ла от 354 го­да. В од­ном рим­ском ка­лен­да­ре под 25 де­каб­ря, уже по­ка­за­но: «День Рож­де­ния Хри­ста в Виф­ле­е­ме». На Во­сто­ке празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва до­воль­но позд­не­го про­ис­хож­де­ния. В Кон­стан­ти­но­по­ле Рож­де­ство Хри­сто­во, как са­мо­сто­я­тель­ный празд­ник 25 Де­каб­ря, празд­ну­ет­ся впер­вые в 379 г. (св. Гри­го­рий Бо­го­слов, Сло­во, 38). Для Ан­тио­хии сви­де­тельством слу­жит про­по­ведь св. Зла­то­у­ста на Рож­де­ство от 388 г. В Иеру­са­ли­ме он вве­ден был при пат­ри­ар­хе Юве­на­лии в 425 – 458 гг. Пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния еди­но­го празд­ни­ка Тео­фа­нии в Ка­фо­ли­че­ской Церк­ви длил­ся око­ло двух ве­ков. Это вре­мя хри­сто­ло­ги­че­ских спо­ров. Раз­де­ле­ние празд­ни­ка Тео­фа­нии на две ча­сти шло в клю­че вы­ра­бот­ки дог­ма­ти­ки Церк­ви.

Бо­го­слу­же­ние. Служ­ба на Кре­ще­ние Гос­под­не скла­ды­ва­лась по­сте­пен­но, пес­но­пе­ния к ней бы­ли на­пи­са­ны та­ки­ми вы­да­ю­щи­ми­ся цер­ков­ны­ми гим­но­гра­фа­ми, как свв. Ан­дрей и Со­фро­ний Иеру­са­лим­ские, Ан­дрей Крит­ский, Кось­ма Маюм­ский, Ио­анн Да­мас­кин. Цер­ков­ные пес­но­пе­ния на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня выра­жа­ют не­по­сти­жи­мое со­че­та­ние сми­ре­ния и ве­ли­чия, уни­чи­же­ния и сла­вы Сы­на Бо­жия. И вме­сте с тем они на­пол­не­ны глу­бо­ким бо­го­слов­ско-дог­ма­ти­че­ским со­дер­жа­ни­ем о спа­се­нии лю­дей. Бо­го­слу­же­ние на Кре­ще­ние Гос­под­не схо­же со служ­бой на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва. Бо­го­яв­ле­ние име­ет 4 дня пред­праздн­ства и 8 дней по­праздн­ства.

В пес­но­пе­ни­ях пред­празд­не­ства по­ка­зы­ва­ет­ся тес­ная связь празд­ни­ка Кре­ще­ния с дву­мя дру­ги­ми ве­ли­ки­ми празд­ни­ка­ми – Рож­де­ством Хри­сто­вым и Пас­хой. Суб­бо­та и Не­де­ля пе­ред празд­ни­ком на­зы­ва­ют­ся суб­бо­той и Не­де­лей пе­ред Про­све­ще­ни­ем. В эти дни по­ла­га­ет­ся чте­ние осо­бых Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, име­ю­щих от­но­ше­ние к празд­ни­ку. В дни пред­праздн­ства на по­ве­че­ри­ях по­ют­ся три­песн­цы. На по­ве­че­рии 5 ян­ва­ря ка­нон, по­доб­ный ка­но­ну Ве­ли­кой Суб­бо­ты. Суб­бо­та и вос­кре­се­нье, сле­ду­ю­щие за празд­ни­ком Бо­го­яв­ле­ния, на­зы­ва­ют­ся суб­бо­той и Не­де­лей по Про­све­ще­нии. В них чи­та­ют­ся осо­бые про­ки­мен, Апо­стол и Еван­ге­лие, так же име­ю­щие от­но­ше­ние к празд­ни­ку. Во все дни по­праздн­ства, на­ря­ду со сти­хи­ра­ми и ка­но­ном свя­то­му Ми­неи, по­ют­ся сти­хи­ры празд­ни­ка и пер­вым чи­та­ет­ся ка­нон празд­ни­ка.

В день на­ве­че­рия Цер­ковь в бо­го­слу­же­нии «пред­став­ля­ет из Пи­са­ния Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та все, что от­но­сит­ся к ве­ще­ству, про­об­ра­зо­ва­нию, про­ро­че­ствам, со­бытию и пло­дам Кре­ще­ния. Ка­нун празд­ни­ка Кре­ще­ния на­зы­ва­ет­ся со­чель­ни­ком. Ес­ли на­ве­че­рие слу­ча­ет­ся в по­не­дель­ник, втор­ник, сре­ду, чет­верг или пят­ни­цу, то в этот день уста­вом пред­пи­сы­ва­ет­ся стро­гий пост. Утром в этот день бу­дут со­вер­шать­ся Цар­ские ча­сы. За­тем со­вер­ша­ет­ся ве­чер­ня с Ли­тур­ги­ей св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. По­сле ли­тур­гии бы­ва­ет Ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды.

Бо­го­слу­же­ние в са­мый день празд­ни­ка на­чи­на­ет­ся ве­ли­ким по­ве­че­ри­ем, на ко­то­ром, «как и в день Рож­де­ства Хри­сто­ва, Цер­ковь сла­во­сло­вит еди­не­ние Бо­же­ства с че­ло­ве­че­ством сло­ва­ми про­ро­ка Иса­ии: «Яко с на­ми Бог. Ра­зу­мей­те язы­цы и по­ка­ряй­те­ся, яко с на­ми Бог». Все­нощ­ное бде­ние на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня, в ка­кой бы день сед­ми­цы он ни слу­чил­ся, на­чи­на­ет­ся, как и на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва, ве­ли­ким по­ве­че­ри­ем. Ве­ли­кое по­ве­че­рие окан­чи­ва­ет­ся ли­ти­ей, пе­ре­хо­дя­щие в утре­ню. Ли­тур­гию в день празд­ни­ка по­ло­же­но со­вер­шать «по­ра­ну». Ан­ти­фо­ны по­ют­ся празд­нич­ные, со­сто­я­щие из сти­хов 113, 114 и 117 псал­мов, про­ро­че­ски изоб­ра­зив­шие Кре­ще­ние Гос­по­да. Да­лее Цер­ковь воз­гла­ша­ет: «Ели­цы во Хри­ста кре­сти­сте­ся, во Хри­ста об­ле­ко­сте­ся», – и тем из­древ­ле на­по­ми­на­ет при­няв­шим Та­ин­ство Кре­ще­ния о дол­ге хри­сти­а­ни­на. Апо­стольское чте­ние (Тит. 2:11-15, 3:5-7) про­по­ве­ду­ет о яв­ле­нии бла­го­да­ти Бо­жи­ей, спа­си­тель­ной всем че­ло­ве­кам, в та­ин­стве Кре­ще­ния. Еван­ге­лие (Мф. 3:13-17) опи­сы­ва­ет са­мо со­бытие Кре­ще­ния Гос­под­ня и по­сле­ду­ю­щее за ним Бо­го­яв­ле­ние.

Ве­ли­кое Во­до­о­свя­ще­ние. В вос­по­ми­на­ние кре­ще­ния Гос­под­ня Цер­ковь уста­но­ви­ла со­вер­шать в на­ве­че­рие и в са­мый день празд­ни­ка Ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды. Во­да, освя­щен­ная в эти дни, на­зы­ва­ет­ся Ве­ли­кой Аги­асмой (греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio). Ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой при­ми­ре­ние тво­ре­ния с Твор­цом, об­нов­ле­ние при­ро­ды, ис­ка­жен­ной гре­хом. Свя­тая во­да, тем са­мым, яв­ля­ет­ся од­ним из средств бла­го­дат­но­го во­вле­че­ния че­ло­ве­ка и окру­жа­ю­ще­го ми­ра в об­ще­ние с Бо­гом.

Чин во­до­о­свя­ще­ния на празд­ник Бо­го­яв­ле­ния по­явил­ся на Во­сто­ке в V-VI вв., упо­доб­ля­ясь освя­ще­нию во­ды при Та­ин­стве Кре­ще­ния. С те­че­ни­ем вре­ме­ни об­ра­зо­ва­лась тра­ди­ция дву­крат­но­го освя­ще­ния на празд­ник Бо­го­яв­ле­ния. В на­ве­че­рие освя­ще­ние во­ды со­вер­ша­ет­ся в вос­по­ми­на­ние Гос­по­да, освя­тив­ше­го есте­ство во­ды, по­это­му в древ­но­сти в на­ве­че­рие Гос­под­не со­вер­ша­лось кре­ще­ние огла­шен­ных. А в день празд­ни­ка освя­ще­ние во­ды со­вер­ша­ет­ся в вос­по­ми­на­ние са­мо­го со­бытия Кре­ще­ния Спа­си­те­ля.

Ка­но­ни­че­ское ос­но­ва­ние Ве­ли­ко­му освя­ще­нию во­ды по­ло­же­но в древ­нем хри­сти­ан­ском па­мят­ни­ке «Апо­стольские по­ста­нов­ле­ния», где за­ло­же­но на­ча­ло не только са­мо­му свя­щен­но­действию, но и про­сле­жи­ва­ет­ся на­ли­чие мо­литв освя­ще­ния. Кро­ме «Апо­стольских по­ста­нов­ле­ний», сви­де­тельства о со­вер­ше­нии во­до­о­свя­ще­ния в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня мож­но найти св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, св. Епи­фа­ния Кипр­ско­го, Фе­одо­ра Чте­ца.

В древ­но­сти, до IV – V вв., в Иеру­са­лим­ской Церк­ви бы­ла тра­ди­ция в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня вы­хо­дить к ре­ке Иор­дан и со­вер­шать там освя­ще­ние во­ды. За­тем уже и вся пол­но­та Пра­во­слав­ной Церк­ви вос­при­ня­ла эту тра­ди­цию и те­перь по­чти в каж­дом хра­ме со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход «на Иор­дань», где со­вер­ша­ет­ся освя­ще­ние во­ды. Освя­ще­ние во­ды в день на­ве­че­рия со­вер­ша­ет­ся в хра­ме. А в день са­мо­го празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня, по окон­ча­нии ли­тур­гии бы­ва­ет крест­ный ход «на Иор­дань» с пе­ни­ем цер­ков­ных пес­но­пе­ний. При освя­ще­нии во­ды, по­сле па­ре­мий, Апо­сто­ла, Еван­ге­лия, от­но­ся­щих­ся к празд­ни­ку Кре­ще­ния, чи­та­ет­ся мо­лит­ва на освя­ще­ние во­ды и со­вер­ша­ет­ся трое­крат­ное по­гру­же­ние кре­ста в во­ду при пе­нии тро­па­ря празд­ни­ка.

Ве­ли­кую Аги­асму Цер­ковь упо­треб­ля­ет для окроп­ле­ния до­мов, хра­мов, эту во­ду да­ют тем, кто не мо­жет быть до­пу­щен до при­ча­стия, а так­же для дру­гих нужд. Св. Ио­анн Зла­то­уст так го­во­рит о во­де, освя­щен­ной в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня: «В этот день Хри­стос кре­стил­ся и освя­тил при­ро­ду во­ды. По­то­му-то и при­но­сит на­род в пол­ночь это­го празд­ни­ка со­су­ды для во­ды, чер­па­ет ее и хра­нит на це­лый год, по­то­му что имен­но ны­не во­да освя­ща­ет­ся и со­вер­ша­ет­ся оче­вид­ное чу­до, так как, не­смот­ря на про­дол­жи­тель­ность вре­ме­ни, при­ро­да во­ды не пор­тит­ся, но чрез це­лый год, да­же ча­сто чрез два и три го­да, во­да, по­черп­ну­тая ны­не, оста­ет­ся не­по­вре­жден­ною и све­жей и по­сле сколько­го вре­ме­ни рав­ня­ет­ся только что по­черп­ну­той из источ­ни­ка» (Св. Ио­анн Зла­то­уст. Бе­се­да о кре­ще­нии). Свя­той Епи­фа­ний Кипр­ский вы­во­дит ос­но­ва­ние древ­не­го обы­чая чер­пать 6 Ян­ва­ря во­ду из источ­ни­ка и со­хра­нять ее на це­лый год для свя­щен­но­го упо­треб­ле­ния. Этим по­вто­ря­ет­ся чу­до пре­тво­ре­ния во­ды в ви­но, со­вер­шен­ное Ии­су­сом Хри­стом в этот день.

Дог­ма­ти­ка. В пра­во­слав­ном Ти­пи­ке и свя­то­о­те­че­ских тру­дах тор­же­ство Бо­го­яв­ле­ния на­зы­ва­ет­ся так­же Про­све­ще­ни­ем (греч. Φώτως). Свя­за­но это с тео­ло­ги­че­ской ин­тер­пре­та­ци­ей по­дви­га Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. Че­ло­ве­че­ский грех на­ру­шил гар­мо­нич­ную связь меж­ду тво­ре­ни­ем и твор­цом. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов го­во­рит о том, Бог во­пло­тил­ся и умер, дабы мы мог­ли ожить. Гос­подь ис­це­лил че­ло­ве­че­скую при­ро­ду, при­об­щив ее к Сво­ей Бо­же­ствен­ной при­ро­де. А пер­вым яв­ствен­ным от­кро­ве­ни­ем это­го Во­пло­ще­ния и ста­ло со­бытие Кре­ще­ния. Гос­подь как Свет во­шел в мир, про­све­щая его и при­об­щая к Сво­ей бла­го­дат­ной жиз­ни. От­сю­да и воз­ник­но­ве­ние по­ня­тия Про­све­ще­ние. Как вос­тор­жен­но го­во­рил свя­ти­тель Фе­о­фан Затвор­ник: «Мы бы­ли по­гру­же­ны во тьму, но вот обиль­ный свет!».

Об­раз све­та ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в пес­но­пе­ни­ях празд­ни­ка: «яв­лей­ся, Хри­сте Бо­же, и мир про­све­щей, сла­ва Те­бе» (тро­парь празд­ни­ка). Бо­лее по­дроб­но это рас­кры­ва­ет­ся в све­тиль­не празд­ни­ка: «яви­ся Спас, бла­го­дать и исти­на, во стру­ях Иор­дан­ских, и су­щия во тьме и се­ни спя­щыя про­све­тил есть: ибо при­и­де и яви­ся Свет не­при­ступ­ный». Та­ким об­ра­зом, от­ме­чая бо­го­слу­же­ни­ем со­бытие Бо­го­яв­ле­ния, в оче­ред­ной раз укреп­ля­ет­ся на­ша ве­ра в Свя­тую Тро­и­цу и утвер­жда­ет­ся су­гу­бый дог­ма­ти­че­ский ха­рак­тер каж­до­го из хри­сти­ан­ских празд­ни­ков. От­ра­жен­ное в опи­са­нии Кре­ще­ния уча­стие трех Лиц Тро­и­цы ста­ло од­ним из мо­мен­тов фор­ми­ро­ва­ния три­а­до­ло­гии в бо­го­сло­вии ран­ней Церк­ви.

Важ­ность празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня со­сто­ит так­же и в его нрав­ствен­ном зна­че­нии, его осо­бом эти­че­ском из­ме­ре­нии. Это тор­же­ство сви­де­тельству­ет о том, что бла­го­дать Ду­ха хри­сти­а­на­ми при­об­ре­та­ет­ся че­рез доб­ро­де­те­ли сми­ре­ния и кро­то­сти, по­доб­но то­му, как Гос­подь под­верг Се­бя ке­но­зи­су, са­мо­у­ни­чи­же­нию, при­няв Ио­ан­но­во кре­ще­ние в по­ка­я­ние, бу­дучи без­греш­ным и ис­пол­нив вся­кую прав­ду, при­об­рел сви­де­тельство бла­го­во­ле­ния От­ца Не­бес­но­го.

Итак, Кре­ще­ние Спа­си­те­ля мож­но рас­смат­ри­вать как часть уни­вер­саль­но­го про­цес­са «ке­но­зи­са», то есть са­мо­у­ни­чи­же­ния. С од­ной сто­ро­ны, Он под­чи­ня­ет­ся как раб, и с дру­гой – го­лос От­ца про­воз­гла­ша­ет Его Сы­ном. Кро­ме то­го, без­греш­ный Спа­си­тель, не имея на­доб­но­сти в очи­ще­нии, в Кре­ще­нии освя­тил во­ды при­кос­но­ве­ни­ем Сво­е­го Те­ла, уста­но­вив тем са­мым Та­ин­ство Кре­ще­ния как не­об­хо­ди­мую сту­пень в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Та­ким об­ра­зом, мы ви­дим не­об­хо­ди­мость празд­но­ва­ния Кре­ще­ния Гос­под­ня, ибо «Он спас нас не по де­лам пра­вед­но­сти, ко­то­рые бы мы со­тво­ри­ли, а по Сво­ей ми­ло­сти, ба­нею воз­рож­де­ния и об­нов­ле­ния Свя­тым Ду­хом» (Тит. 3:5). По сло­вам свя­то­го Си­мео­на Со­лун­ско­го, Ии­сус в день Кре­ще­ния со­ше­стви­ем на Не­го Свя­то­го Ду­ха был по­ма­зан по Сво­е­му че­ло­ве­че­ству «па­че при­част­ник Тво­их» (Евр. 1:9), и с это­го вре­ме­ни Спа­си­те­лю как че­ло­ве­ку при­над­ле­жит имя Хри­стос».

Мис­си­о­нер­ский от­дел Твер­ской епар­хии

Ин­тер­нет-пор­тал Мис­сия се­го­дня

Иерей Ан­то­ний Ру­са­ке­вич

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.