«Мариино стояние». Служба долгая, потому что вычитывается полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Это творение представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (Песнь 1-я), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».
Преподобный Андрей Критский оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает, как будто собственные: «Первозданного Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога…» (Песнь 1-я).
Сразу отметим, что тем, кто устал или имеет немощи, Церковь позволяет сидеть во время службы.
Это богослужение имеет свою необыкновенную, в отличие других служб утреннего богослужения, особенность. Временами все в храме замолкает, не поют певчие, ничего не читают чтецы. В храме гасится весь свет, и только слышен звук от потрескивания горящих свечей. Священник выходит на амвон, и читает житие преподобной Марии Египетской.
Простая жизнь отличается от жития тем, что в обычной жизни человек живет по страстям и волнениям мира сего. А когда начинается житие, человек живет покаянием, следуя за Христом и исполняя Его заповеди.
Это и произошло в жизни Марии Египетской, которая из Александрийской блудницы превратилась в Жену Христову, показав нам величайший покаянный пример.
Мы видим на примере святых угодников Божиих, что человек, следующий за Христом и исполняющий Его заповеди, может из гонителя Церкви превратиться в апостола этой Церкви. Так случилось с апостолом Павлом.
Как простой русский мужик по имени Прохор своим горячим устремлением и верой, может превратиться в пламенного Серафима, живущего в Саровской пустыни, но к которому стекаются за помощью и поддержкой тысячи людей.
Или как человек, находясь в бездне адской всевозможных грехов, может превратиться в чистейший Сосуд Божий, на примере Марии Египетской.
А значит, Бог выше законов природы, Он их создатель и Творец, а потому, где Бог, там действуют только Его духовные законы.
Снова и снова мы вслушиваемся в удивительные, умилительные и убедительные слова Великого канона Андрея Критского: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.» (Песнь 4-я).