Преображение Господне и его значение для христианина

Андрей Рублёв. "Преображение Господне". Благовещенский собор Московского Кремля.

Праздник Преображения Господня учит тому, что составляет цель духовной жизни каждого человека — преображение нашей собственной души…

«Видеша на Фаворе, Моисей же и Илия, от Девы Отроковицы Бога воплощаема, человеком на избавление» (стихира на стиховне из службы праздника)

Преображение Господне!
Идет строгий Успенский пост, и великий праздник Преображения Господня как нельзя лучше гармонирует с нормами и требованиями поста. Христианина, который старается в это время воздерживаться от всякого греха и который стремится каждоминутно воспарять своими мыслями к Богу, этот праздник прекровенно учит тому, что составляет цель духовной жизни каждого человека — преображение нашей собственной души, то есть, чтобы она стала чище, светлее и ближе к Богу.

Господь Иисус Христос, приближаясь уже к концу Своего земного служения, спросил учеников Своих: «За кого люди почитают Меня» (Мф. 16,13), то есть те из иудеев, которые слышали Божественное учение Спасителя, неоднократно были свидетелями чудес, которые Он повсюду совершал. Ученики отвечали, что одни — за Иоанна Крестителя, воскресшего из мертвых(Мф. 14,1-2), другие за Илию пророка, которому, по мнению иудеев, надлежало прийти в мир перед пришествием Мессии, некоторые признают за Иеремию пророка или за иного кого-либо из древних пророков (Мф. 16, 14). Тогда Господь обратился к Своим ученикам и спросил их:
Господь

«А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16,15).

Апостол Петр тотчас же с крепким сердечным убеждением ответил: «Ты — Христос (то есть обетованный Мессия), Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Господь одобрил правое исповедание веры Петровой и в лице его всех Своих учеников. И с этого времени Спаситель начал им открывать то, чему надлежало исполниться: страдания и крестная смерть в Иерусалиме от старейшин иудейских, Его тридневное воскресение.

Рассматривая текст трех синоптических Евангелий, в которых повествуется о Преображении Спасителя, внимательному читателю может показаться странным их содержание. Дело в том, что евангелисты Матфей (17,1) и Марк (9,2) говорят о прошествии шести дней, а Лука (9,28) — о восьми. Возникает вопрос: откуда евангелисты начинают счет своих дней, после которых наступил день Преображения Господня?

Преображение БожиеДля православных христиан Священное Писание не является предметом каких-то сомнений и догадок. Если же вопросы все-таки возникают, а это несомненно при чтении Слова Божия, христианин должен прибегать за их разрешением к творениям святых отцов, которые говорят, что пророки и апостолы, по внушению Божию, всю земную жизнь Спасителя записали, а святые мужи, по внушению от Духа Святого, растолковали.

По поводу приведенных мест Евангелия святые отцы расходятся в толковании их сокровенного смысла. Приведем примеры. Святой Григорий Палама пишет: «Евангелист Лука не говорит: «По днех осмих» (как евангелист Матфей: «По днех шести»), а «бысть яко дний осмь». Но тем, в чем евангелисты кажутся разногласящими, они друг чрез друга показывают нам великое и таинственное. В самом деле, почему один сказал: «По днех шести», а другой, оставив без внимания седьмой, припомнил о восьмом? Потому что великое зрелище света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, то есть будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира». Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорит следующее: «Один разумел и тот день, в который возвел Он учеников Своих на гору; а другой считает только те дни, которые протекли между этими днями».

Итак, по прошествии этих евангельских дней после беседы Иисуса Христа с учениками, Господь, в сопровождении их и множества народа, отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Здесь они приблизились, по общему Преданию Церкви, к горе Фавор, которую апостол Петр называет горою святою (2 Пет. 1,18), и предназначение которой славно провидел псалмопевец Давид: «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс. 88,13).

Имея обыкновение удаляться от учеников для уединенной молитвы к Богу Отцу,! Иисус Христос и на этот раз, оставив под горой народ и взяв из учеников с Собою только «Петра, как любящего, Иоанна, как любимого, и Иакова, как пламенеющего ревностью по Нем», взошел с ними на вершину горы помолиться (Мф. 17, 1). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь взошел на гору, взяв только трех: не взял всех, и не оставил всех; не возбудил зависти к славе других, не почел недостойнейшими и не хотел опечалить девяти учеников. Нет, будучи праведен, Он праведно всех распоряжает; Он взирает на всех, как на одного, и не отвергает от взаимной любви тех, которых соединил любовью. Но поскольку будущий предатель Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного этого видения, то Господь оставляет с ним прочих, дабы (так как он не один был оставлен) предвосхитить у него всякое извинение впоследствии». Блаженный Феофилакт добавляет: «А кроме того троих Он взял для того, «дабы устнами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18,16. Втор. 17,6)».

О чем молился Иисус Христос, долго ли и в какое время суток — ( неизвестно. Мы можем только отчасти предполагать о предмете Его молитвы: крест и будущие страдания, поскольку до этого Господь разговаривал со Своими учениками только на эти темы. Спаситель умоляет Отца о примирении с Ним греховного мира ради крестной жертвы и об отмене тяготеющего гнева над человечеством.

И вот, во время такой пламенной молитвы Господа, когда ученики, утомленные усталостью, спали, последовало преславное Его преображение: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег» (Мф. 17,2).

Преображение Господне

Господь, будучи истинным Богочеловеком, преобразился! «Что значит — «преобразился»? — вопрошает златословесный Богослов Златоуст и отвечает: «Открыл им (апостолам) нечто из Своего Божества — столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога».

Во время Преображения Господа, к Нему явились во славе небесной два пророка — Моисей и Илия «с Ним беседующие» i (Мф. 17, 3). «О чем же они беседовали? — спрашивает блаженный Феофилакт Болгарский и сразу же отвечает: — Об исходе, как говорит Лука (9,31), его же хотяше скончати в Иерусалиме, то есть о распятии». Эта беседа и особенное проявление божественной силы пробудили апостолов. И, увидев неизреченную славу преобразившегося Спасителя и двух мужей, стоявших в этой славе и говоривших с Ним, апостолов объяло большое волнение. По откровению Святого Духа апостолы познали, что эти два мужа — Моисей и Илия. Ученики поняли, что беседа идет о вольных Христовых страданиях, поэтому, внимая ей, стояли со страхом и трепетом, наслаждаясь зрением Божественной славы, насколько возможно было это для их телесных очей. И Сам Господь явил им славу Свою в той степени, в какой может видеть земной человек и не лишиться зрения, потому что для смертного человека недоступно лицезрение невидимого, бессмертного Божества. Моисею, который однажды молил Господа о явлении ему Его божественной славы лицом к лицу, Господь ответил: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33,20).

Для чего же явились Моисей и Илия?
Этот вопрос хорошо освещает Феофилакт, архиепископ Болгарский, Моисей и Илия явились : для того, «дабы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, и никогда не умирал, а Моисей был законодавец и умер. Сделано было это и для того, чтобы уничто-! жить сомнение тех, которые считали Его Илией или одним из пророков».

Беседа Иисуса Христа с Моисеем и Илией подходила к концу «и когда они отходили от Него» (Лк. 9,33), апостол Петр, скорбя об этом и проникшись дерзновением, произнес: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17,4). Евангелист Лука замечает, что апостол Петр в волнении чувств от необычного видения не знал, что говорил, «желая соорудить в пустыне три сени, поставляя Господа на ряду с рабами, и вызываясь сделать Ему одну сень, такую же, как и другим двоим», — пишет Иоанн Златоуст. Апостол Петр как бы говорил: «Не будем сходить с горы, будем здесь оставаться, чтобы избежать креста и страдания».

Во время этих слов апостола «явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако» (Лк. 9, 36). «И се глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17,5-6).

Когда апостол Петр заботился о крове рукотворенном, Господь внезапно творит кров нерукотворенный: светлое облако, свидетельствующее о присутствии милующего Бога. «Здесь облако светлое, а не объятое мраком, как было древле, потому что здесь хотел Он не устрашить, а научить. Ибо из облака был глас, объявлявший, что Он (Иисус) был от Бога. Слова: «В Котором Мое благоволение», — означают то же, что: «В Котором Я почиваю; Который Мне угоден». А наставление: «Его слушайте», — значит: «Не противьтесь Ему, хотя бы Он хотел распеться на кресте», — толкует блаженный Феофилакт.

Но почему они так испугались, когда услышали Божие свидетельство? Ведь и на Иордане было подобное явление? «Причина тому, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — уединенность и высота места, глубокое молчание, преображение, соединенное с ужасом, чрезвычайный свет и простертое облако, — все это повергло их в сильный трепет. Отовсюду окружали их поразительные вещи, и они, в ужасе, пали и поклонились». «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 7-10). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чтобы страх, слишком долго действуя, не лишил их (учеников) памяти, Христос тотчас рассеивает их ужас и предстает очам их один; и заповедует им не говорить о событии никому до тех пор, пока Он восстанет из мертвых». Это Господь сказал для того «чтобы кто-нибудь, услышавши об этом, не соблазнился тогда, когда увидит Его распятым, приняв Его за обманщика, который только призрачно совершает дела, свойственные силе Божией».

В чем же состояла цель Преображения Господа?
По словам церковных песнопений, Преображение Спасителя состояло в том, что свет невещественного Божества, соединенного с человеческою природою во Христе, обильно обнаружил себя перед апостолами в преобразившемся Иисусе (тропарь первого канона пятой песни праздника), впрочем, обнаружил Себя не во всей силе, чего бы не вынесла земная природа Его учеников, но настолько, насколько могли они вместить (кондак праздника).

Сделал это Господь, щадя апостолов, чтобы с видением славы Божества не лишились они и жизни, но насколько могли вынести видение этой славы телесными очами. Для Петра, Иакова и Иоанна созерцание Божественной славы Господа и явление ветхозаветных праведников служило доказательством, что Иисус Христос владычествует и над умершими (тропари второго канона пятой и восьмой песней праздника), а также то, что Он есть Творец и Исполнитель закона. Глас Отца Небесного утверждал учеников в том, что Учитель их есть Сын Бога Отца. Все это должно было убедить избранных апостолов, что страдания и смерть Господа, о которых беседовал с Моисеем и Илией, они не должны почитать насильственным делом иудеев, но должны понять, что Воплотившийся Сын Божий принимает их добровольно (тропарь праздника) ради спасения людей, и потому им не нужно их бояться (стихира на «Господи воззвах»).

По отношению ко всему роду человеческому, Господь в Своем преображении, по учению Церкви «очерневшее Адамово естество облистати паки сотворил» (великая вечерня, стихира «на стиховне»), и «просветив, богосодела» (малая вечерня, стихира «на стиховне»). То есть Спаситель показывает человеку, что он может и должен стремиться к преображению духовному — к чистоте своей души, чтобы она так же светилась, как преображенные лицо и одежды Иисуса. И как одежды Господа имели яркий свет от большой степени проявления в Нем Божества, так и мы должны гореть любовью к Богу, сияя делами добродетели. Иисус Христос явил прообраз Своего грядущего воскресения (стихира на «Господи воззвах») и блистание будущей славной жизни (тропарь первого канона седьмой песни).

Господь преобразился не для Себя, но ради нас, грешных. На это указывают и сами евангелисты: «Преобразился пред ними» (Мф. 17,2), ибо Христос «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1,3) не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу душевную тьму и преобразить нас из рабов греха в истинных рабов Своих, из сынов гнева — в возлюбленных сынов Бога. Господь Иисус Христос пришел в мир с целью обратить нас в детей Божиих. Ради этого Он воплотился от Пресвятой Богородицы и Святого Духа, ради этого Он принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, и какой только Господь не понес труд, чтобы обновить в нас, грешных, как сынов Божиих, утерянный Отчий образ!

This entry was posted in О насущном. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.